Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.
Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
В ходе организации процесса экологического образования воспитателями решаются задачи:
- Формирование основ общей экологической культуры индивида.
- Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальном образовательном учреждении.
Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты.
При подготовке и реализации проекта экологической направленности предлагается принимать во внимание возраст детей, их подготовленность к планируемой деятельности, общий план воспитательной работы конкретного дошкольного учреждения.
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
- Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
- Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
- Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп, или в смешанном составе.
При включении в работу по проекту детей подготовительных, старших и средних групп воспитателю придется подбирать формы проведения занятий и их методику с учетом возраста детей. Уровень руководства действиями детей, степень внимания к выполнению заданий различается для возрастных групп. Дети средней группы все мероприятия выполняют только под контролем и с непосредственной помощью воспитателя. При работе с ними используются самые простые и понятные формы заданий. Воспитанникам подготовительной группы часть исследовательских действий можно поручать проводить самостоятельно.
Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:
- Наблюдение.
- Эксперимент.
Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:
- Тематические рисунки.
- Составление рассказов.
- Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
- Составление мини-книжки.
- Составление фотоотчета (с помощью родителей).
Реализация проекта на экологическую тематику
Реализация подобных проектов зачастую производится в три этапа:
- Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.
- Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.
- Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.
Какие экологические проекты можно реализовать в обычном, непрофилированном, детском саду?
С детьми начальной возрастной группы 3-4 лет возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются.
Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья». Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с огородными растениями.
С ребятами, посещающими старшую и подготовительную группы, можно организовывать больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.
В проекте «Растение — доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.
Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.
Следует заметить, что основа успеха претворения всех проектов и действительность – хорошая подготовка педагогического состава детского сада.
Поможет в реализации проектов привлечение родителей. Участие родителей вполне уместно в наглядном оформлении результатов проекта – стенных газетах, мини-книгах, фотоотчетах.