Методики развития памяти у детей

Развитие памяти у детейПамять является психическим процессом, основывающимся на закреплении и сохранении прошлого опыта, который пригодится для использования в будущей жизнедеятельности человека. Память базируется на запоминании, сохранении и воспроизведении информации, которая поступает из внешнего мира и играет важнейшую познавательную роль.

Видов памяти существует большое количество:

  • краткосрочная и долговременная;
  • когнитивная, эмоциональная и личностная;
  • словесно-логическая и образная память.

Дети рождаются с памятью, способной воспринимать большое количество информации. Но с возрастом канал образного мышления сужается и память ухудшается. Для улучшения её нужно постоянно стимулировать. Процесс тренировки происходит не тогда, когда информация запоминается, а тогда, когда происходит попытка её запоминания.

Совершенствование памяти у детей необходимо не только для учебы, но и для повседневной жизни.

Основные методики

Выделяют несколько методик развития памяти.

Одна из них – мнемотехника — базируется на воспроизведении образов. Основывается на двух методах:

  • Метод «цепочки». Суть заключается в том, что между несколькими объектами или словами устанавливается определенная связь. С ее помощью из предметов, не имеющих между собой ничего общего, создается единое целое.
  • Метод Цицерона. Используется, если необходимо запомнить большое количество информации. Смысл его в создании последовательной системы образов. С каждым образом по порядку ассоциируются основные слова запоминаемой информации: слова, объекты, цифры.

Также существует методика развития памяти, которая называется эйдетика. Она нацелена на правильное запоминание и формирование образного мышления. По мнению разработчиков данной методики, малыш, научившийся в детстве правильно запоминать, с легкостью учится в школе, с удовольствием заучивает любую информацию.

Принцип эйдетики основан на позитивном воображении. Чем больше у крохи развито образное мышление, тем легче он запоминает любую информацию и сможет её воспроизвести.

Заниматься развитием памяти можно с детками старше полуторагодовалого возраста. Для достижения положительного эффекта занятия эйдетикой должны проводиться систематически в форме игры.

Известно, что малыши лучше усваивают материал в игре, поэтому ниже представим ряд упражнений, направленных на улучшение мыслительных процессов у детей.

Упражнения для развития памяти у детей

  • Упражнение для тренировки памяти детей «Запомни рисунок». Целью задания является совершенствование кратковременной зрительной памяти. Во время занятия маленькому мыслителю показывают рисунок, на котором изображено девять разнообразных фигур и просят их запомнить. Затем показывают другую картинку, на которой имеется девять объектов, три из которых дублируются с первого рисунка. Кроху просят указать, какие фигуры присутствуют на обоих изображениях. Презентация рисунка составляет 30 секунд, затем показывают другую картинку. Занятие можно проводить до тех пор, пока малыш не запомнит все фигуры.
  • Упражнение «Выучи слова». Целью является усовершенствование процесса заучивания. Малышу предлагается выучить на память 12 слов и рассказать их по порядку. Во время занятия крохе зачитывают слова, после этого он должен по памяти их воспроизвести. В идеале ребенок должен запоминать и воспроизводить слова за шесть или меньше подходов.
  • Упражнение «Назови слова». Задание направлено на улучшение активной памяти и увеличение словарного запаса. Группы слов: животные, цвета, форма предметов, действия. В ходе занятия говорим крохе несколько слов, относящихся к одной из групп. Просим его назвать другие названия, относящиеся к этой категории.

На название слов из каждой группы малышу дается по 20 секунд.

  • Упражнение «Найди отличия». Упражнение тренирует зрительную память и внимание. Учит сосредотачиваться на мелких деталях. Во время игры предложите своему чаду найти отличия в двух, на первый взгляд, одинаковых рисунках.
  • «Запомни расположение рисунков». Цель упражнения: тренировка запоминания зрительных образов и фантазии. На стол выкладывают десять картинок с разнообразными изображениями. Просим малыша внимательно на них посмотреть, запомнив, в каком порядке они находятся. Убираем картинки. Предлагаем юному созданию вспомнить и воспроизвести расположение картинок в ряду. Берем эти же картинки, выкладываем по одной на стол. Предлагаем карапузу сочинить рассказ, основываясь на этих картинках. Убираем изображения. Просим воспроизвести последовательность.
  • «Рисуем и запоминаем». Этот метод стимулирует формирование зрительной памяти, помогает визуализировать понятия. Предлагаем маленькому художнику рисовать предложенные слова. Например, радость, дружба, радуга и др. После того, как кроха закончит рисовать, просим его вспомнить, что это были за слова.
  • «Что пропало?». Цель — тренировка зрительной и кратковременной памяти. Перед ребенком в ряд ставим несколько игрушек. Просим его запомнить игрушки и их месторасположение. Затем малыш закрывает глаза. Прячем игрушку и предлагаем ему вспомнить, какой предмет пропал и где он находился.

Кроме упражнений хорошо совершенствует память заучивание наизусть стихов, разгадывание загадок, решение головоломок, кроссвордов.

Заключение

В заключение отметим, что дошкольник запоминает информацию механически. Так происходит до тех пор, пока малыш под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. Дальнейшие успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько правильно шел процесс развития.

Другие статьи по теме


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *